Схема усиления каркаса Can-Am Maverick X3

Главная → Схема усиления каркаса Can-Am Maverick X3

Публикуем схему усиления штатного каркаса Maverick X3 согласно Технических требований Can-Am X Race 2019.

Первоочередная цель усиления каркаса безопасности – защита экипажа. Каркас, допустимый по техническим требованиям Can-Am X Race, должен защитить спортсменов как при фронтальных, боковых, так и задних переворотах.

Есть два варианта решения данного вопроса. Первый – доработать штатный каркас безопасности мотовездехода; второй – установить новый, построенный по требованиям РАФ и имеющий необходимую омологацию. И если со вторым вариантом всё понятно (есть в нашей стране несколько компаний, которые занимаются этим вопросом на профессиональном уровне), то на первом я бы хотел остановиться подробнее.

Основной принцип построения каркасов – это создание силовых треугольников. Как мы знаем из школьного курса, это самая прочная геометрическая фигура.

В заднюю дугу можно вварить так называемую галку, в результате получаем в конструкции три новых треугольника. Данные элементы задают прочность верхней части каркаса в поперечном направлении. То есть, при перевороте и приземлении на один из углов, нагрузка распределится на всю конструкцию рамы, не деформируя пространство внутри кабины. И, соответственно, не зажимая спортсменов.

Второй элемент – усилитель крыши. В случае диагонального переворота, удар может прийтись в передний угол крыши, и, чтобы защитить её от деформации, необходимо также вставить треугольники. Итог: при перевороте сила удара не деформирует каркас, а распределяется равномерно на всю конструкцию.
Крышу нужно усилить ещё и в горизонтальной плоскости, дополнительно защитив её от удара сверху. С этой задачей поможет справиться вваренная стойка ветрового стекла, которая после установки образует треугольник в вертикальной плоскости. Это также защитит дверной проем от деформации.

При самостоятельном усилении каркаса крайне важно использовать трубы с максимальной прочностью – это холоднодеформированная бесшовная труба из стали 20. Использование других труб, например, электросварных, шовных, горячедеформированных, снижает защитные свойства конструкции. Их использовать нельзя.

Поверх труб на некоторые участки рекомендуется нанести защиту: прикрепить на элементы каркаса специальные накладки (толщиной 10-15 мм) или вспененную изоляцию на участки, которые могут контактировать со шлемом.

Усилить каркас безопасности участник может сам (если есть такая возможность), схемы и рекомендации опубликованы в Технических требованиях Can-Am X Race. Всем желающим разобраться в этом вопросе досконально рекомендую ознакомиться с содержанием статей 286 и 283 Приложения J к Международному Спортивному Кодексу FIA на сайте www.fia.com, приложением 14 к КиТТ РАФ (www.raf.su), приложением 9 к КиТТ и, собственно, КиТТ (Классификация и Технические Требования). Для получения необходимой консультации можно написать письмо техническому комиссару