Новости
Главная → Новости → Can-Am X Race – трофи не отпускает // “Вне Дороги”

Can-Am X Race – трофи не отпускает // “Вне Дороги”

Журнал “Вне Дороги” (май –  июнь 2017), текст и фото Татьяна Дружинина

Первый этап открытой внедорожной квадросерии Can-Am X Race стартовал 8го июня в городе Белореченск, Краснодарского края. Крупнейшая российская гонка, посвященная исключительно квадроциклам и мотовездеходам, в течение семи лет своего существования носила название Can-Am Trophy Russia, но в новый сезон квадросерия пришла уже с новым именем.

Изменяясь с каждым годом, гонка все больше отдалялась от формата трофи, и в результате практически вплотную приблизилась к формату проведения международных ралли-рейдов. Организаторы посчитали, что пришло время дать квадросерии более подходящее название. Но, как бы в насмешку над человеческими планами, стихия внесла свои коррективы. Затяжные проливные дожди, аномальные для данного региона в это время года, превратили раллийную трассу в настоящее трофи, причем по словам даже бывалых гонщиков, столько грязи им не приходилось видеть за всю свою спортивную карьеру.

Маршрут начали прокладывать еще в феврале. Но закончить и написать дорожную книгу из-за погодных условий удалось только в середине мая. Мало того, буквально за две недели до соревнований пришлось полностью изменить один спецучасток, поскольку он стал непроходимым. В силу особенностей данной местности, повсеместно занятой фермерскими сельхозугодьями, с разнообразием трассы особо тоже не разбежишься, поэтому гонку пришлось строить по принципу «бахи», когда один и тот же спецучасток гонщики проезжают по несколько раз. Соревнования продлились 4 дня, в течение которых участники преодолеют в общей сложности порядка 600 км, включая пролог и «докатки».


По окончании административных и технических проверок, на старт соревнований вышло 56 единиц техники:
ATV (квадроциклы) – 19 участников
SSV Standard (мотовездеходы стандартной комплектации) – 15 экипажей
SSV Sport (модифицированные мотовездеходы) – 9 экипажей
SSV Super Sport (модифицированные мотовездеходы)  – 13 экипажей
Принципиальное отличие между двумя последними классами в габаритной ширине колес.

Помимо участников из России и Украины, принять участие в соревнованиях приехали и квадроциклисты из Казахстана:

Четверо в зачете ATV – Владимир Альбицкий, Кирилл Солоха, Дмитрий Шилов и Роман Жемков. А в категории SSV Sport поедет экипаж в составе Сергей Кистанов (пилот) и Максим Антимиров (штурман). К слову, Максим стал победителем прошлогодней квадросерии в классе ATV.


В первый же день гонка не заладилась для Романа Жемкова. На его квадроцикле вышел из строя мотор, восстановить который не представлялось возможным. И Роман, к сожалению, выбывает из гонки, проехав всего лишь несколько десятков километров. Этот же день стал роковым и для экипажа Сергея Кистанова / Максима Антимирова. Их угораздило пробить сразу два колеса на 11ом км после старта первого СУ. В итоге, отставая от лидера более чем на 20 часов, ребята также выбывают из дальнейшей борьбы.

На второй день гонки стихия разбушевалась. Проливные дожди размыли трассу и квадрики буквально тонули в грязи. На финиш гонщики приезжали с ног до головы залитые черной грязью, блестели только глаза и белые зубы, не различить было ни лиц, ни номеров. А уже после многочасовые очереди на мойку и заработанный коньюктивит. Согласно регламенту, гонщики в этот день должны были проехать четыре круга, каждый из которых протяженностью 64,50 км, с перерывом на отдых и техсервис в 20 минут. Но из-за плохого состояния трассы, которую буквально залило водой, последние два круга было решено отменить. Оставалось надеяться, что дожди наконец-то прекратятся и следующий этап не отменят. А то из-за обильных осадков даже маленькие броды разлились и превратились в речки шириной метров 8 и глубиной до полутора метров, став непроходимыми для техники.
Заключительный день гонки. Несмотря на прогнозы, дождь все-таки прекратился, но выглянувшее солнышко не успело просушить трассу, грязи особо меньше не стало, да и уровень воды в речках не уменьшился. Так что пару опасных бродов пришлось исключить, после того как на одном из них “нулевой” экипаж практически утонул. Но один веселый брод все-таки оставили – сразу же после стартовой арки, речка, пугающая своей глубиной и протяженностью.
На берегу уже стоял УАЗик, заряженный лебедками и тросами и готовый к эвакуации. И собравшиеся фотографы и журналисты, честно говоря, ожидали, что многие останутся в этой речке. Но повеселиться не получилось. Мастерство пилотов оказалось сильнее стихии. Это водное препятствие все успешно преодолели, я бы даже сказала, что многие сделали это с легкостью, просто перелетели.

Сергей Скрипка. Штурман SSV Sport.
Ранее с подобными условиями сталкиваться не приходилось. Ожидали мы абсолютно другого – мы ждали ралли-рейда, а не трофийную гонку. Гонка получилась полутрофи-полуралли, по замкнутому кольцу, с очень маленьким количеством километров, с абсолютно не разнообразной трассой. Но понимаем, что погода внесла свои коррективы, организаторы пытались хоть как-то это спасти, не бросить, не остановить, а дать нам возможность ездить. Да, мы их ругали, да, материли, но при этом мы ценим то что они сделали. В каждой луже я пытался закрыться роадбуком от накрывающей с головой воды и грязи и в тоже время сохранить сам роадбук. Роадбук клеили скотчем, ламинировали. Брод сразу после старта, мы наслушались на брифинге про его опасность, поэтому когда мы подъехали, я пошел посмотрел как проезжают другие участники и стало понятно, что все просто и проезжается он легко, хотя выглядит действительно жутко. Главное было не бросать газ, держаться чуть левее. Потом правее и машина проскакивала.
Недов Григорий / Левин Сергей. Экипаж SSV Sport
Первый день был мега-позитивным, нас все устраивало, катили как надо. На второй день формат гонки резко изменился. Машина у нас к этому была не готова и мы допустили несколько ошибок. В итоге  пробитый радиатор и вышедший из строя двигатель. До финиша СУ не доехали буквально 10 км и мотор взорвался. За ночь все починили, восстановили и снова вернулись в гонку. Но ехали уже осторожнее, берегли мотор. Мы проехали много трофи и на Can-Am тоже не первый раз, но вот в таких условиях реально впервые. Не хватало воды в салоне, элементарно просто помыться, умыть лицо, промыть очки. Глаза красные. Подхватили коньюктивит. У механика тоже глаза красные, но это потому что он не спит уже больше суток, всю ночь перебирал двигатель. Роадбук приходилось заклеивать скотчем или ламинировать. Вчера не хватило опыта, не было даже мысли что так нужно или можно сделать, полтрассы ехали практически без легенды, ее просто смыло. Карнет чудом выжил и это единственное, что удалось спасти.

Сергей Карякин. Пилот SSV Super Sport. Победитель ралли «Дакар-2017» в классе Quads.
Такое трофи я встретил впервые за 6 лет мроего участия в Can-Am. Я получил удовольствие от трассы, от пилотирования, было очень сложно управлять машиной, было скользко, была колея, много сложных моментов, которые требовали мастерства от пилота. К сожалению, на этой гонке нам не повезло, мы собрали новый двигатель перед гонкой, сделали ребилд машины, поменяли вариатор и прочие узлы, которые подвергаются постоянным нагрузкам, но к сожалению, удача была не на нашей стороне, двигатель у нас сломался. Больше всего запомнится конечно грязь, абсолютно ничего не видишь в очки, приходится идти практически на ощупь, но это тоже опыт пилотирования в таких условиях. На Дакаре я ехал на квадроцикле, Боливия она вся очень грязная, часто идут дожди, холодно, но именно такой болотистой местности там нет. Там больше глина и другая грязь и пилотирование другое. Но гонщик должен подстраиваться к любым условиям, должен ехать везде и на любой технике. Ехать в любых условиях и бороться.

Владислав Маликов. Победитель этапа в классе ATV.
Гонка в Краснодарском крае оказалась необычной своими погодными условиями. То дождик, то ливень, то град – не понятно как с этим бороться. Благо взяли с собой запасную резину, грязевую. В первый день нам повезло – мы прокатились по достаточно сухой еще трассе. На второй день трасса была настолько грязная, что кого не спросишь, все говорят, что зря переименовали гонку из трофи в race. Я сам сколько занимаюсь квадроспортом, участвую в разных соревнованиях и кантри-кросс и ралли-рейд, ни разу настолько тяжело не было. Но я думаю, такие условия нас только закаляют. На третий день гонки, сыграло на руку то, что старт отложили на два часа, за это время выглянуло солнышко, сделало сухую корочку, по ней стало ехать более комфортно, нормально читать легенду и ориентироваться в пространстве. Вчера мы ехали и боролись с грязью, кто-то снимал очки, кто-то пытался с ними бороться, кто-то снимал и выбрасывал. Я ехал сначала с перемоткой, мне полного бачка хватило буквально на 10 км. А нам нужно было проехать 80. Т.е. еще 70 км в грязи. А когда кого-то либо догоняешь, либо уступаешь, тебя еще грязью с ног до головы закидают. Весь в грязи, ничего не видно. Реально очень тяжелый был этап. Самый тяжелый этап за все время, что я езжу, а езжу я уже порядка 4х лет. Но я думаю, что это все к лучшему, складывается понимание что такое ралли-рейд и если в дальнейшем получится поехать на Дакар, я думаю, что это было отличной тренировкой. А так гонка отличная, мне понравилось.

Кирилл Солоха. ATV (Казахстан).
Для меня это дебют на полном приводе и я раньше никогда не ездил на таком квадроцикле. Плюс дождь, грязь, все заливает, забрызгивает, нужна особая экипировка. Блудили вроде не часто, ошибок по навигации было не много. В первый день я ехал с большим запасом, нужно было понять как едет техника. BRP Renegade не самый дружелюбный квадроцикл, высокая мощность, короткая база, брыкается, где-то норовит боком уехать, можно сказать в первый день особо не ехал, больше привыкал, газ в пол ни разу не нажал. Второй день грязь все скрадывает, но тяжело было ехать, колеи. Сегодня последний короткий спецучасток после брода был отличный, было и шоу на старте, потом ходовой быстрый спецучасток.

Владимир Альбицкий. ATV (Казахстан).
Мне вкатили пенализацию за превышение скорости в 40 минут. Я немного неправильно разметил роадбук, подумал, что розовый маркер будет хорошо видно на белой бумаге, а оказалось, что его видно плохо на большой скорости. И я замечал все в самом конце, когда все уже нарушил. Но на следующий день я все исправил. Разметил все красным, большими цифрами, чтобы все было хорошо видно и больше не нарушал. Старался ехать осторожно, потому что и техника арендная, ломать ее не хочется. И квадроцикл для меня новый, опыта вождения на таком у меня не было. Это был Yamaha Grizzly. Короткая база, не особо мощный двигатель по сравнению с конкурентами. К грязи мы привычные, есть опыт вождения в грязи, опыт участия в трофи. Так что меня это не напугало, не смутило ничуть. Но пришлось совмещать трофи и ралли, дополнительно пользоваться еще и роадбуком.

Дмитрий Шилов. ATV (Казахстан).
Давно уже так не катался по оффроаду, может лет пять, а то все пески и пески. Так все привычно и техника подходящая. Я думал, что будет сложнее в плане километража, ожидал, что мы больше проедем и гонка будет на выносливость. А получилась обычная прокатка. В первый день порядка 140 км, во второй порядка 120 км, сегодня около 100. Вот во второй день зря отменили часть СУ, гонка была прям на выживание. Понравилась организация, много участников, есть с кем соревноваться, видно что приезжают люди заточенные на победу, интересно с такими людьми ездить. Получаешь огромный опыт. Есть к чему стремиться. Была задача научиться ездить по роадбуку, потому что я первый раз в жизни увидел эту книжку. Первый раз сел на квадроцикл такого плана. Цель была доехать до финиша.
А из 56 стартовавших экипажей до финиша гонки добрались лишь 39.
Следующий этап состоится 26-29 июля 2017 на территории республики Марий-Эл, а третий этап пройдет 6-9 сентября 2017 в Астраханской области.

Победители:

ATV
1 – Владислав Маликов (Лобня, МО)
2 – Сергей Храмушин (Москва)
3 – Александр Максимов (Йошкар-Ола)

SSV Standard
1 – Сергей Лошкарев / Евгений Третьяков (Белореченск / Москва)
2 – Станислав Трильев / Алексей Волокитин (Екатеринбург)
3 – Сергей Колчин / Виктор Басарукин (Златоуст / Радужный)

SSV Sport
1 – Тимур Шигабутдинов / Виталий Евтехов (Казань / Днепр)
2 – Радик Гарифьянов / Ришат Шайхулов (Набережные Челны)
3 – Алина Миннахметова / Сергей Скрипка (Казань / Москва)

SSV Super Sport
1 – Ирек Миннахметов / Евгений Павлов (Казань / Тверь)
2 – Артем Хайруллин / Алексей Кузьмич (Москва / Люберцы)
3 – Рафаэль Фаттахов / Антон Ладыгин (Казань / Екатеринбург)