06-07-2016 Алексей Мальцев: комиссар по безопасности
Подготовка спортивной трассы – один из важных моментов при подготовке любого соревнования. Как бы красиво не стояли баннеры, не развивались флаги и какие-бы «звезды» не выступали на открытии, если трасса была неинтересной и даже опасной, то все старания организатора пойдут насмарку. Безопасность на гонке превыше всего – и это опять же отсылает нас к подготовке трассы. С 2013 года на Can-Am Trophy Russia за подготовку маршрута и написание дорожной книги отвечает в том числе и Алексей Мальцев. И давно пора познакомиться с ним поближе.
Я сама не очень хорошо ориентируюсь на местности, а без навигатора так вообще теряюсь, поэтому всегда с особым уважением относилась к людям, которые не только знают, как найти север, но и понимают, куда ехать дальше. Как ты научился ориентироваться на местности?
Ориентирование на местности, я считаю, заложено человеку природой, у кого-то эта способность развита лучше, у кого-то хуже. Но переживать, если плохо ориентируешься на местности, не нужно, как мне думается, этот навык можно в себе развить. Как и все в жизни: чем больше уделять времени развитию у себя определенного навыка, тем лучше результат.
Не раз слышала от наших опытных участников, что у тебя сформировался свой почерк написания дорожной книги. Как ты сам можешь его охарактеризовать? На чей из известных летописцев он похож? (Королев, Таланцев)
Думаю, что определённые особенности написания дорожной книги есть у каждого, кто этим занимается. По сути, нужно видеть и отобразить на бумаге то, что предстает перед глазами. При этом нужно стремиться, чтобы максимальное количество спортсменов смогли верно понять нарисованную позицию. Это сложно видеть глазами десятков участников гонки, но к этому все стремятся. Свой первый опыт написания дорожной книги я получил, работая в паре с Володей Королёвым. Сложно сказать, на кого больше похож мой стиль. Пусть об этом судят участники, сам я не стремлюсь кого-то копировать. Главное здесь результат и хорошие отзывы гонщиков.
Расскажи поэтапно, как происходит написание дорожной книги. Логично предположить, что сначала ты изучаешь разнообразные карты, а дальше?
Подготовка трассы – сложный процесс, в котором задействовано много людей. Сначала район соревнований изучается с использованием различных карт, спутниковых снимков и прочее. Затем намечается примерный маршрут, и мы выезжаем на местность. Не всегда бывает так, что карты и снимки соответствуют реальной сети дорог. Когда все дороги найдены и записан финальный трек, начинается написание дорожной книги. После написания на бумаге следует перевод бумажной версии в электронную и проверка. По результатам проверки вносятся некоторые коррективы, упущенные или вновь появившиеся, и на этом процесс заканчивается. Финальная проверка дорожной книги проводится непосредственно перед гонкой и эти изменения уже доносятся участникам на брифинге.
Какие факторы ты еще учитываешь при составлении легенды?
Дорожная книга состоит не только из описания поворотов и перекрестков. Важно не упустить ориентиры, которые помогают штурману быть уверенным в том, что он находится в нужной позиции. Кроме того даётся описание покрытия, характера перекрестка ну и самое важное – это неприятные моменты, которые могут быть опасными и на которые нужно обратить внимание. В позициях сложных для навигации указывается курс, который позволяет убедиться в том, что экипаж выполнил правильный маневр и едет в нужном направлении.
Для меня всегда было загадкой, как можно ориентироваться в степях и песках. Там же все одинаковое?
Курс очень важен для навигации в песках, пожалуй, это единственное, что позволяет ехать в правильном направлении в отсутствии дорог и ориентиров.
Что было самым сложным при подготовке трассы в Альметьевске?
Сложности при подготовке трассы в этом регионе две – наличие большого количества населённых пунктов, которые не хотелось затрагивать, и разветвлённая сеть асфальтовых дорог. И, конечно, наличие большого количества обрабатываемых полей, с колхозниками и фермерами, отношения с ними у нас не всегда складываются хорошо и гладко. Подготовка трассы в 650 км в Альметьевске заняла у нас три недели.
Опиши свой стандартный рабочий день на Can-Am Trophy Russia
Подъём в 5 утра, завтрак. Контроль расстановки постов перекрытия. Расстановка судей на трассе, старт, финиш, промежуточный сервис. 7 утра выезд на место дежурства в качестве машины безопасности. Мониторинг гонки и реакция на внештатные ситуации самостоятельно или при помощи других машин безопасности. По мере продвижения канала от старта к финишу снятие постов перекрытия, и перемещение машин безопасности в след за каналом. По завершении гонки снятие судейских пунктов, и помощь в эвакуации экипажам с техническими проблемами, оставшимся на трассе. 19.00 подготовка к брифингу по следующему дню гонки, после непосредственно брифинг с участниками.22.00 планерка с постами перекрытия и машинами безопасности. 23.00 вечера общая судейская по следующему дню гонки.
Каковы твои прогнозы по 2 этапу? Сложно будет?
Второй этап – это настоящее испытание для людей и техники, большая протяженность трассы, пять гоночных дней, настоящий марафон. Но проехать такое, думаю, стоит, ради проверки на прочность, ради того, чтобы доказать самому себе, что это возможно! И пусть с нами будет девиз Дакара «Вызов для тех, кто решился. Мечта для тех, кто остался»
Текст: Галина Кошелева