Главная → 2013, Этап 3 → 08-10-2013 Звездный мальчик / Сергей Карякин (Red Sleds, октябрь 2013)

08-10-2013 Звездный мальчик / Сергей Карякин (Red Sleds, октябрь 2013)

Талантливый человек талантлив во всем. Сергей Карякин не понаслышке знает, что такое первое место на подиуме. Он отважный снегоходчик, талантливый раллийный гонщик, мастер на все руки и обладатель невероятной энергетики и обаяния. О настоящем и планах на будущее молодого спортсмена читайте в нашем интервью.

Текст: Оксана Ахмитзанова
фото: оргкомитет Can-Am Trophy Russia, из личного архива Сергея Карякина
Источник: журнал Red Sleds, октябрь 2013

RS: У тебя весьма глубокое понимание настройки квадроцикла и SxS. Откуда оно у тебя?

С.К.: В 2011 году я участвовал в чемпионате мира по ралли, занимался этим профессионально и очень серьезно. Встречался и общался с инженерами мировых гоночных команд. Они мне объясняли каждое действие подвески, мотора, описывали каждый процесс, который происходит в автомобиле. Что с чем взаимосвязано. У меня была цель научиться этому, поэтому я платил немалые деньги за то, чтобы они меня обучали. Но понимание таких вещей, как настройка высокоскоростного или низкоскоростного сжатия подвески, приходит только со временем. Кто бы и что бы тебе ни рассказывал, ты это должен проверить на своей заднице. Это очень важно – иметь понимание о настройках, потому что квадроцикл или машину нужно подготовить исключительно под себя, под свой стиль езды, никто кроме тебя самого, не сможет этого сделать.

RS: Мы знаем, что ты идеалист! Для тебя каждая гаечка и каждый винтик – особенные, все провода чистые и аккуратно уложены. Это особенность твоего характера? Или это связано с чем-то другим?

С.К.: Сложно сказать. Такой идеализм пришел ко мне, опять же, во время участия в чемпионате мира по ралли. Там я почувствовал силу нюанса, силу мелочей, когда ты понимаешь, насколько каждая мелочь важна. Насколько важна ментальная подготовка к гонке и техническая. Ты понимаешь, что ты вкладываешь очень много сил, денег, и ты ставишь на карту все. Ты должен сделать все, чтобы тебя не подвела ни техника, ни ты сам. Ну, и плюс, когда у тебя что-то ломается, ты открываешь капот и понимаешь, что у тебя все наглядно, все красиво, ты не теряешь время на догадки, сборки, разборки.

RS: Говорят, стоять на стартовой прямой с Карякиным просто страшно! Ты кричишь, рычишь, бьешь себя руками… В чем секрет твоего старта?

С.К.: Я так настраиваюсь перед кроссом. Сначала я пытаюсь разозлиться, чтобы запустить свой организм в активную работу, чтобы кровь разогнать, поднять давление. А перед самым стартом я пытаюсь успокоиться, подумать о чем-то приятном и таким образом достигаю эмоциональной концентрации перед гонкой. Я глубоко вдыхаю воздух, заряжаюсь энергетикой старта. Это самое приятное в гонке, когда ты прочувствуешь напряженность, силу момента. Это незабываемые ощущения!

RS: Как у тебя обстоят дела с понятием честной борьбы? Ты всегда играешь по правилам?

С.К.: Я уже прошел тот момент в жизни, когда считал, что нужно как-то схитрить, чтобы оказаться самым умным и все выиграть. Уже доказано, что если ты хочешь кого-то обмануть, ты чаще всего в итоге обманешь самого себя. Не рой другому яму! Я стараюсь выигрывать честно, и более того, я всегда стараюсь помочь другим участникам, если у них есть какие-то вопросы. Ко мне любой может подойти и попросить помочь ему в настройке той же самой подвески, сколько раз так было! Я всегда за здоровую победу, за настоящую! Победа должна приносить удовольствие, а удовольствие – это когда я понимаю, что победа далась тяжело.

RS: Кто для тебя главный соперник в гонке? Другие спортсмены, трасса, ты сам? Какое у тебя отношение к происходящему в гонке?

С.К.: Прежде всего, я сам. Все зависит от того, как ты с самим собой договоришься. От этого пойдет дальнейший настрой на гонку. Бывают внештатные ситуации, которые выбивают из колеи, и я могу кричать, злиться, но я это, прежде всего, делаю для того, чтобы вывести негативные эмоции из себя, чтобы не держать их внутри. Держать плохое в самом себе – это самое худшее, что может быть. Если у меня в гонке что-то не получилось, я стараюсь вынести для себя определенный урок, про анализировать, что я могу сделать в следующий раз. Я ни в коем случае не пытаюсь мысленно вернуться назад, что-то изменить. Я считаю, что у меня еще есть время чему-то научиться. Самое главное – уметь смотреть правде в глаза.

RS: Откуда у тебя столь правильная кроссовая техника езды? Ты прекрасно проходишь повороты, битые прямики, легко прыгаешь. Специально тренируешься?

С.К.: У меня нет такого, что я выезжаю на кроссовую трассу и тренируюсь, я как-то сам к этому пришел. Я езжу от соревнований до соревнований практически. У меня нет времени на тренировки, помимо гонок у меня есть семья и две работы. Техника пришла сама собой. Это же вопрос ощущений. Вот я чувствую, что этот поворот я прошел быстрее, и анализирую почему: как нажал газ, как повернул руль. Перед тем, как сделать серьезный, большой прыжок, я всегда подъезжаю к трамплину, смотрю его геометрию, продумываю, куда мне нужно вылететь. Перед гонкой можно пройти трассу пешком, а потом спроецировать это на квадр. Мне главное – понять профиль поверхности, жесткая она или мягкая, а потом настроить под нее технику, чтобы не поломать ничего. Если речь идет о снегоходе, я смотрю много видео, там я уже обращаю внимание на технику управления, на то, как райдеры работают своим весом, как они нажимают газ. Мне это интересно.

RS: Как ты себя ведешь в стрессовых ситуациях? Если у тебя что-то сломалось, ты злишься, вскипаешь или реагируешь по-другому? Твоя философия в стрессе?

С.К.: Главное не сдаваться ни в коем случае. Не терять силы духа. Собраться вовремя, и, как я уже сказал, негатив из себя вывести. Пережил момент, проанализировал и, если получается ехать дальше, едешь дальше. И до последнего борешься. Не важно, можешь ты выиграть или не можешь, на каком месте ты находишься! Нужно всегда идти до конца.

RS: Ты планируешь участвовать в легендарном ралли-марафоне «Дакар 2014». У тебя есть спонсор?

С.К.: Пока что я в активном поиске. Я обратился кое-куда. Чаще всего к спонсорству готовы очень крупные компании и согласование всех нюансов у них занимает очень много времени. Пока определенного ответа нет, и я продолжаю искать. Моя кандидатура для спонсоров открыта!

RS: А какой бюджет поездки?

С.К.: Пока 4,5 миллиона. Это средний бюджет поездки. Сюда входит оплата участия, взносов, аренды техники, запчасти, механики, координатор. Но будет еще что-то сверху. Я думаю, что в конечном итоге получится 6 миллионов.

RS: Под флагом какой страны едешь?

С.К.: Конечно же, под флагом России.

RS: Ты один в команде или будут ещегонщики?

С.К.: Вместе со мной будет 4 гонщика. Я еду с французской командой. Там был большой конкурс: четыре человека на одно место. Я подготавливал резюме, описывал, где и что я занимал, какой я имею опыт, и они приняли решение, что меня берут. На каждый вид техники будет один механик, тоже француз. Еще со мной поедет координатор, чтобы помогать мне в каких-то ситуациях.

RS: На какой технике поедешь? Кто будет помогать тебе ее строить?

С.К.: Поеду на Yamaha Raptor 700. А помогать будут французы. Я 8 октября улетаю в Париж тестировать технику, 11 октября будет брифинг с организаторами «Дакар», они будут рассказывать, что и как там происходит. Механики расскажут про допуски на подготовку техники, но, насколько я знаю, там разрешен очень большой спектр доработок. Например, с заменой мотора точно проблем не возникнет. Нужно будет прокачать все основные компоненты квадрика. Там делаются карбоновые диски, карбоновый ШРУС, титановые амортизаторы ставятся… Варятся специальные алюминиевые баки для бензина.

RS: Если бы к тебе обратился спонсор с серьезным предложением и бюджетом, какой бы ты строил квадроцикл для серии Can-Am Trophy Russia?

С.К.: На призовое место можно подготовить любой квадрик, вопрос в бюджете. Если бы мне предложили, допустим, квадрик BRP, я бы взял тысячный Renegade. Его и подготавливать практически не нужно. И еще мне нравится кроссовый квадроцикл Yamaha Raptor.