Главная → 2012, Этап 3 → 01-10-2012 Заслуженный Мастер трасс. Евгений Шафранов

01-10-2012 Заслуженный Мастер трасс. Евгений Шафранов

Уже по традиции, изюминкой каждого этапа Can-Am Trophy Russia 2012 становится кантри-кроссовый спецучасток. Живой, эмоциональный, драйвовый и, без сомнения, долгожданный участниками. Евгений Шафранов, автор, идейный вдохновитель и главное творческое лицо кантри-кросса первого и третьего этапов Открытой внедорожной квадросерии Can-Am Trophy Russia 2012 (а также второго и третьего 2011) рассказал много интересных подробностей.

Чем трасса кантри-кросса 3 этапа Can-AM Trophy Russia 2012 отличалась от прошлогодней?

Трассы для внедорожников – это всегда «ответ Чемберлену» или, проще говоря, альтернатива постоянным трассам специального применения.
Водители на трассе кантри-кросса (КК) должны соприкоснуться с таким набором преград, с каким им приходится встречаться от старта до финиша ПЕРВОГО дня соревнования, но в сжатом, до пределов выделенного участка, с использованием того ресурса, который известен конструктору трассы и группе организаторов. (Всё это нужно для того, чтобы показать все достоинства техники производителей и водителей, а также выявить недостатки в реальных условиях и резко с ними бороться).
Трассы по определению не могут быть одинаковыми, но включают в состав относительно однообразные препятствия. Главной задачей конструктора на трассах (КК),является разумное сочетание преград и элементов трассы с возможностью техники и потенциальной энергии водителей…(экипажа).
Трасса КК «Махсус-12» в д.Мингер Сабинского района расположена в долине реки Мёша, в пойменной её части. Но используется только в меженной период. Поэтому, за зиму и весну, поток реки ПОЛНОСТЬЮ уничтожает и забивает илом весь периметр, используемый под трассу. (Можно конечно построить в другом месте, более сухом и предсказуемом, но как же тогда аналогия с первым днём соревнования, а именно трофи?). Если же использовать водоёмы с закрытыми участками, с непроточной водой, то кто даст гарантию о чистоте воды или силе её загрязнённости?

Для меня безопасность трассы начинается с этого. Поэтому все трассы в Татарстане с 2003 года, я всегда пробовал на Иреке Миннахметове, а самые «отвязные» и сложные он предлагал сконструировать САМ и первый на себе их испытывал, притом обязательно многократно и порой со мной вместе. «Легкомысленный» Сабантуй подчищал огрехи конструкции и закреплял удачи.
Трасса «Махсус-12» отличается от «М-11» тем, что грязевая ванна «ТГНБ» (Танки грязи не боятся) изменена. Сначала убран трамплин на входе, а позже и сама ванна исключена и заменена прямым участком для отдыха мышцам. Вместо подъёма с реки на левый берег образован подъём, сначала на правый берег, далее спуск к реке Мёша и подъём на правый берег. Пересечение реки происходит под 45о, как на спуске, так и на подъёме.
Как и в жизни, элемент «Доллар» подвергся изменениям, стал шире и выше. Общая ширина трассы стала везде шесть метров.

Вы переживали за участников каждого заезда, но все же, когда соревнование позади, уже можно приоткрыть тайну: появились ли у вас любимчики на нашем соревновании? За кого вы особенно болели?

«Создатель» трасс по определению не может не любить или не уважать тех, для кого он делает своё дело. Если эти чувства его покинули, необходимо насторожиться всем, в том числе и медицине. Любимчиков нет, но нравятся люди открытые, отзывчивые и без признаков снобизма и неуважения.

Вы очень живописно охарактеризовали трассу кантри-кросса перед стартом, сказав, что сами не представляете, как по ней можно ездить. И все же: как по ней можно ездить? Где вы предполагали самые засадные места?

Да я и не лукавил. Ведь сам я не ездил по всей трассе, притом столько раз в заезд. Но, всё-таки, по ней можно ездить, для чего есть законы динамики, опыта, подсказок, «примитивного» расчёта и обратной связи. К засадным местам я бы отнёс первый «водный» поворот (после старта) под названием «Пионерский» он первый и ещё трудно совладать с собой, далее элемент «Доллар», на котором и при выходе из которого необходимо соблюдать правильную траекторию. (пример: экипаж Алины Миннахметовой),
– элемент «Горы Албании», или обратная лестница,
– элемент «Мадам Клинтон», или хаотично чередующиеся канавы глубиной до 0.5м,
– элемент «озеро «Сиваш» – водная преграда глубиной до 0.7м от трамлина 3
– «Комплекс трамплинов Три слона» до выхода на правый берег к элементу «Мадам Клинтон-2»,
– элемент «Курс рубля» – крутой спуск и подъём, с правого берега на левый и холодным душем в р. Мёша посередине.
-элемент «Провинциальные дороги», или «Кармадонское ущелье»- прямая на склоне рукотворной горы (создатель Миннахметов Дж. М.) рельеф и поверхность соответствует названиям.
элемент «Сомнения» относительно внезапный левый поворот с крутым уклоном и преодолением водной преграды к элементу «Пионерский» поворот.
И, наконец, я думаю, самый трудный элемент «Побег из…» – это искусственный трамплин в реку Мёша, высотой 1 – 1.3м с глубиной бассейна до 1.2м и длиной, от среза трамплина — 20 м.
На следующий год мы сделаем специальную линейку для визуального контроля длины полёта машин, с разделением результатов на квадрики и багги.

Есть ли прототип у трассы в с. Мингер? Интересно, исходя из каких расчетов и предположений, строится тот или иной поворот, очередное препятствие?

Прототипа этой трассе нет, как и многим другим трассам на снегоходах, картинга, прокартинга, автокросса, ралли-кросса, ШКГ, трасс для мини-моделей, а также трасс для водномоторного спорта, включая катера и водные мотоциклы, в общем, всем чем я занимаюсь и чем мне интересно заниматься. Этот вопрос немного некорректен, потому что, я использую определённый и проверенный набор (постоянно пополняемый) элементов может показаться, что они похожи. Тогда это почерк.

Для вас какой момент гонки запомнился больше всего?

Как правило начало или старт первого заезда в каждом классе,
– финиш последнего заезда, он даёт представление о живучести трассы,
-приземление или приводнение после прыжков с трамплинов,
-но самое главное, тогда когда экипаж или водитель не справился с элементом:
Переворот экипажа багги после неумелого прыжка в бассейн ТГНБ (М-11),
Падение на бок лидера гонки в повороте перед бассейном ТГНБ (М-11), обгоняющий прыжок багги, со второго места на первое, экипажа Миннахметовой А. возле памятника «Писающий мальчик» (М-11), полёт на Луну и обратно экипажа Р.Фаттахова (М-12).

Вы также готовили трассу для кантри-кроссового спецучастка в Перми. Есть ли между обеими трассами (в Перми и Мингере) общие черты? Или это два абсолютно различных проекта?

Конечно, не абсолютно, но разные.
Мингер 2012 трасса «Махсус-12». Сложная земля (неустойчивый грунт), есть ограничения по территории но, тем не менее, интересный участок.
Пермь 12. трасса «JANEFORD». Во-первых, это простор, заказчик не ограничивал меня ни чем и ни в чём. Правда, сама природа выделенного участка диктовала «легенду» с ограничениями. Но ни её чистота! Всё остальное фантазия.
Пенза 11 трасса «OFF TROUT» – ещё больше простора, вообще нет предела и без ограничения территории. Туда было включено всё. Для реализации всей её возможности необходимо было включить ключи. Это элемент трассы, который может изменить её легенду в корне. Проще говоря, можно что-то отрезать и где-то добавить или соединить, всё по желанию заказчика, заранее готовиться всё сразу, а на брифинге принимаются изменения…

Вы тренер школы юных картингистов, а история как раз говорит нам о том, что все сегодняшние известные гонщики начинали именно с картинга. Как вы думаете, с чего стоит начать будущему великому квадроциклисту?

Большое спасибо за признание моей деятельности в автоспорте, хотя хочу поправить вас в той части, которая касается – «выращиванию чемпионов и тем более великих. Поверьте, сия задача для нас второстепенная, главное – мотивация.
Однако если специальными упражнениями, постоянно и упорно тренировать такие чувства как; чувство ускорения, торможения, дистанции и интервала, а с ними и чувство меры так обязательные для музыкального слуха и памяти (чтобы слышать двигатель и шумы других машин, а также держать в памяти легенду трассы). При всём этом, ещё видеть, что делается позади и больше чем позволяет амбразура шлема, используя для этого боковое зрение, или иное чувство, обычно называемое «седьмым» и являющимся симбиозом всех вышеперечисленных чувств.
Реакцией на всё это является чёткая координация и правильная балансировка телом и отдельными органами в различных комбинациях с машиной.
Упорно тренируясь, все эти чувства перейдут в подсознание, освободив, при этом оперативную память для внезапных и внештатных ситуаций, изобилие которых, в свою очередь, даёт его величество ОПЫТ.

Вы человек, хорошо известный в автоспорте, заслуженный тренер и просто хороший человек 🙂 Скажите, что вы думаете о нашем молодой спортивной дисциплине квадроспорт? Что нравится / не нравится и какие вы видите для нее перспективы?

Вы правы, у меня действительно много различных званий, как в спорте, так и в быту, но звание «Заслуженный тренер» похоже «не для моего пиджака», хотя какие мои годы. По поводу перспективы квадроспорта могу сказать следующее: любой технический вид спорта (или увлечений) стоит на:
1. – наличие необходимого количества единиц техники, запасных частей к ним и аксессуаров,
2. – наличие хорошего организатора, адекватной судейской бригады и очередей со спонсорами, (обязательно хорошее и стабильное здоровье у всех,)
3. – неиссякаемое финансовое состояние участников,
4.- дальновидных мультимедиа,
5.- правильной и умеренной спортивной политике, ну и пока хватит,
А дальше это проведение этапов «по суху», по горной местности, с водой и в комбинациях,
Ещё дальше это эстафетная гонка, где участникам в этапах необходимо проехать на различной технике, или на всем, что продаётся в спец. магазинах,
Позднее участие иностранных водителей в наших этапах,
Участие наших водителей на иностранных трассах,
И наконец, участие в Чемпионате Европы с апофеозом в Чемпионате Мира.
Не нравиться то, что это нельзя видеть по телевизору, ведь нужны же последователи и зрители…

С глубоким уважением Д-р ШЕЛ Шафранов Е.Л. 19.09.12г. 23:00м

это так просто для сведению -первое место в Чемпионате СССР по водно-моторному спорту 1978г. гор. Лиепая Балтийское море (тоже в 77, и 79годах) на призы журнала «Катера и яхты». Корпус «Нептун-3» двигатель «Старт-50». Маршрутная гонка.