28-03-2012 Покажем класс! Женский класс! // журнал “Все авто”, 19 марта 2012 года
Почти каждый из нас с нетерпением ожидает наступления весны. Одни из нас соскучились по ярким солнечным денькам, другие мечтают наконец-то скинуть теплую зимнюю одежду и облачиться в более легкие наряды… Впрочем, есть и те, кто находится в предвкушении начала очередного сезона, когда можно будет вновь ощутить адреналин и драйв, преодолевая на квадроциклах различные препятствия и испытывая себя на специально подготовленных трассах.
Сезон 2011г. Открытой внедорожной квадросерии Can-Am Trophy показал: эти соревнования по душе не только мужчинам – с достоинством выйти из самой непростой ситуации, сложившейся во время прохождения трассы, могут и женщины! Им нипочем ни палящее солнце, ни холод, ни тонны грязи и воды (этапы серии проходили в разных регионах, при разных погодных условиях)! А в стремлении пройти как можно более успешно все спецучастки женские экипажи и вовсе не уступали участникам-мужчинам.
Соревнования в классе SSV-women впервые в истории Can-Am Trophy состоялись во время второго этапа прошлого сезона, который, к слову, был проведен у нас в Татарстане, в селе Мингер. Лучшими тогда стали казанские участницы – Алина Миннахметова и Ольга Васильева, которые по итогам 2 соревновательных дней опередили своих более опытных соперниц из Москвы, а также экипаж из Санкт-Петербурга. На третьем этапе открытой внедорожной квадросерии казанские девушки заняли второе место, и стали победителями сезона-2011.
Уже сейчас известны имена тех, кто изъявил желание принять участие в этом году, среди них оказались и казанские участницы. Чем им запомнился прошлый сезон? Какие надежды они возлагают на нынешние соревнования? Об этом и многом другом Алина и Ольга рассказали нашему изданию.
Беседовала Алсу САФИНА
журнал «Все авто», информационный партнер Открытой внедорожной квадросерии Can-Am Trophy Russia 2012
«Все авто»: Ольга, Вы опытный участник подобных соревнований. Когда возник интерес к ним?
Ольга Васильева: Все произошло случайно, я никогда об этом не думала. Более того, когда я впервые увидела соревнования, мне даже не понравилось. Но через пару месяцев мне позвонила подруга и сказала, что ее сестра, которая увлекается офф-роуд соревнованиями, хочет, чтобы я поехала с ней штурманом (благодаря своему туристическому опыту я неплохо знала ориентирование). И я согласилась, хотя было страшно.
Первая гонка, в которой я участвовала, – «Распутье» – проходила в Рыбной Слободе, была золотая осень… Это был такой адреналин, я получила от соревнования удовольствие. Когда Лариса Ануфриева, мой пилот, спросила меня спустя какое-то время, поеду ли я с ней во второй раз, я согласилась. Мне стало это нравиться. Впоследствии я выступала с разными пилотами. Но именно Лариса и научила меня всему, что я знаю и умею.
«ВА»: Чем Открытая внедорожная квадросерия отличается от других соревнований 4х4?
О.В.: Их объединяет дружеская атмосфера, возможность общения друг с другом. Но Can-Am Trophy-2011 – особая категория. Во-первых, это серьезные соревнования российского уровня. Во-вторых, в Can-Am Trophy участвуют люди, которые буквально «горят» этим делом, вкладывают много сил, чтобы победить – за этим интересно даже просто наблюдать.
«ВА»: В каких соревнованиях вы еще участвовали после того, как завершился Can-Am Trophy-2011?
О.В.: В первые выходные октября состоялся трофи-рейд «Распутье». Выступление там оказалось не совсем удачным, потому что еще до старта у нас сломалась машина. Так что я не принимала участия в соревновании, а просто присутствовала на нем.
Сезон казанского оффроуд клуба традиционно завершился «Королевской охотой», где я каталась на своей машине в классе стандарт и заняла третье место. Это был первый опыт именно вождения, поскольку в основном я выступаю на подобных соревнованиях в качестве штурмана.
Сезон этого года в клубе откроется 1-дневными соревнованиями «Апрельские забавы».
«ВА»: Не возникало желания «переквалифицироваться» из штурмана в пилота?
О.В.: Была мысль уйти в пилоты, но потом я поняла, что каждый должен заниматься тем, что он хорошо умеет делать. Наверное, пилотом я бы была страшным – не берегла бы машины… (смеется).
«ВА»: Что самое важное во время соревнований для штурмана, и что – для пилота?
О.В.: Главное для меня как для штурмана – любой ценой дойти до финиша. Когда техника и пилот соответствующего уровня, то это задача выполняется легче. Расстраиваюсь, когда остаемся на трассе, а такое бывает.
Кроме того, очень ценно доверие пилота: когда он тебя слушает, между вами полное взаимопонимание – это очень здорово! В этом случае у вас одна цель, вы слаженная команда, и вы сможете хоть на руках вытащить машину из болота!
«ВА»: Быстро ли Вы с Алиной сработались?
О.В.: У нее было меньше опыта участия в подобных соревнованиях, поэтому она меня во всем слушалась. Это позволило нам быстро притереться друг к другу, и на первом для нас этапе мы хорошо почувствовали, что можно ждать друг от друга. Я была довольна тем, как мы откатались в Мингере, и в Пензу я уже ехала более уверенной и четко понимала, что мы все равно будем стоять на пьедестале почета. Наверное, именно поэтому, когда на втором для нас этапе возникли сложности, я знала, что Алина все равно нас протащит, и мы финишируем. Мне кажется, у нас получилась слаженная работа.
«ВА»: Говорят, что дома и стены помогают. На татарстанском этапе было легче выступать или нет?
О.В.: В первый соревновательный день, наверное, подсознательно понимали, что мы дома и должны победить, но это было лишь каким-то дополнительным стимулом. На кантри-кроссе мы ощущали сильную поддержку. Да и в Пензе ребята поддерживали нас. Посмотрим, как сложится в этом году.
«ВА»: Как у вас складывались отношения с вашими соперницами?
О.В.: Когда появляются новые участники, к ним, как правило, относятся настороженно. Мы с Алиной были новичками, от нас никто не ждал победы. В Пензе ощущался дух соперничества, но было как-то проще общаться, а после Москвы (где состоялось награждение победителей сезона 2011 г. – прим. автора) мы и вовсе сдружились.
А.М.: Сейчас мы постоянно переписываемся и созваниваемся с питерскими участницами.
«ВА»: Какой эпизод был в прошлом сезоне для вашего экипажа самым сложным?
О.В.: Осушительная канава, куда мы слетели на пензенском этапе. Я до сих пор не могу себе простить, что мы оказались в ней. Наверное, сказалась усталость – я не проверила тщательно канаву, и мы в ней застряли. Лебедиться было не за что – ближайшие деревья были очень далеко. Думаю, нам не хватило опыта, чтобы вытащить квадроцикл.
А.М.: Без посторонней помощи было не обойтись. В той ситуации нам могла помочь лопата, которую мы на следующее соревнование обязательно возьмем. Но тогда у нас ее не оказалось.
О.В.: Было страшновато, потому что темнело, было холодно. Мы знали, что женские экипажи выступают последними, и надежда на то, что следом за нами проедет кто-то, была слабой.
Тогда меня пугало даже не то, что нам придется возвращаться пешком, а то, что мы загубим машину, и гонку нам не засчитают.
«ВА»: Как же вам удалось выбраться оттуда?
О.В.: Нам помогли девушки-корреспондентки, которые ехали за нами. Мы зацепились за них и выбрались из канавы. Потом уже мы ехали в паре, за это время они тоже застревали, и мы дважды вытаскивали их.
Девушки отправились в лагерь, а мы продолжили брать новые точки. Гнали мы очень сильно…
А.М.: Сейчас уже я понимаю, что гнать там было очень опасно: скорость у нас была 60-80 км/ч, полная темнота, жижа… Не дай Бог наехать на какой-нибудь камень – и мы бы перевернулись. Ехали практически вслепую, и нам просто повезло, что добрались до лагеря.
Кстати, оказалось, что в тот момент в лагере нас никто не видел – отказал прибор спутникового мониторинга, никто не знал, где нас искать, но мы об этом даже не догадывались.
О.В.: В лагере уже практически готовились к спасательной операции, потому что время, отведенное на прохождение трассы, уже подходило к концу, а нас нет и нет. Чтобы уложиться во время, мы срезали путь и финишировали с другой стороны. Это теперь мы понимаем, что действовали неправильно, а тогда – адреналин зашкаливал, и мысли не было ехать медленнее.
«ВА»: Какой опыт вы вынесли из прошлых соревнований?
А.М.: Я буду спокойнее на трассе. Скорость дает мало преимуществ, поскольку можно очень быстро проехать часть пути, а потом застрять. Иногда лучше остановиться и подумать.
О.В.: Я постараюсь поверить в это. Сколько раз я слышала от пилотов подобные обещания… (смеется)
На трассу надо брать с собой очень много всего: якоря, ключи, лопату, налобный фонарик, запасные зарядки, причем упаковывать все нужно герметично.
«ВА»: Что, на ваш взгляд, нужно для победы на подобных соревнованиях? От каких факторов зависит успех?
А.М.: 30% успеха – это удача. Ведь даже профессионал из-за одного неудачного прыжка может выпасть из соревнования.
О.В.: Есть 3 составляющих успеха: мастерство, удача и техника.
«ВА»: Алина, давал ли муж перед соревнованиями какие-то напутствия?
А.М.: Нет – ни относительно гонки, ни относительно тактики. Он говорил лишь о том, что надо дойти до финиша целыми и невредимыми.
«ВА»: Чего вы ждете от нового сезона?
О.В.: Борьба будет острее. Да и к нам будет отношение другое – нам нужно будет доказывать, что мы не случайно стали победителями.
«ВА»: Как вы думаете, если бы организаторы квадросерии не сделали отдельный – женский класс, то смогли бы вы конкурировать с мужскими экипажами?
А.М.: Да. Даже на прошлых соревнованиях мы на багги догоняли многих, кто выступал в стандартном классе. Что касается коротких, кантри-кроссовых трасс, то при наличии хорошо подготовленной машины я смогу потягаться и с мужчинами.
О.В.: Единственное, в чем мы действительно уступаем мужчинам – то, что мы в техническом плане плохо знаем машину.
«ВА»: Можно ли говорить о том, что существует женский и мужской стили катания?
А.М.: Мне кажется, что нет. По езде сложно отличить, кто управляет квадроциклом – мужчина или женщина.
О.В.: Пожалуй, единственное отличие между мужчинами и женщинами – участниками подобных соревнований – в том, что мы иногда более спокойны и более уперты в каких-то вопросах. Многое зависит от характера, хотя в офф-роуд приходят люди с особым складом характера.
«ВА»: Как бы вы охарактеризовали тех, кто участвует в офф-роуд соревнованиях?
О.В.: Это морально сильные люди, целеустремленные, они привыкли рисковать, добиваться своей цели. Потому что офф-роуд соревнования предполагает преодоление сложностей. Те, кто пасует перед ними, долго не задерживаются в офф-роуде.
«ВА»: Что, на Ваш взгляд, движет теми, кто участвует в Can-Am Trophy?
А.М.: Здесь участвуют скорее ради удовольствия, потому что вложенные затраты не окупаются – даже призовые деньги уходят на ремонт техники.
«ВА»: В этом сезоне вы поедете на все этапы серии?
А.М.: Желание участвовать во всех 3 этапах есть, а как там получится, будет видно.
«ВА»: Когда начнете готовиться к первому этапу?
А.М.: Где-то в середине апреля, после того, как спадет снег. Сделаем несколько выездов.